О детском саде "УМнички"

Наш садик - это ваша  лучшая  инвестиция в свое будущее и в качественную жизнь вашего ребенка!

 

Вам точно к нам если для вас важно, чтобы ваш ребенок:


- все свое детство ежеминутно  жил в культуре, которая созвучна  вашим семейным ценностям 

- с самого начала учился понимать себя, свои желания , формировал своё пищевое поведение , навыки самообслуживания 

- учился грамотной, эффективной коммуникации с другими детьми, с другими взрослыми 

- получал колоссальный набор разных опытов ( в классе всегда представлены не менее 400 упражнений )

- умел формировать свой замысел и реализовывать его 

- чувствовал поддержку в трудных моментах 

 

Вам точно к нам если для вас важно: 

 

- быть на одной волне с ребенком 

- чтобы эти несколько лет в садике стали качественным фундаментом в личности ребенка 

- быть включенным и понимать как устроено детство, как формируется здоровая личность .

 

Наша история

Наш замечательный садик называется "Умнички". Это название придумали дети. Представляете, какую высокую планку, с самого начала, нам установила детвора!


Начав свой путь в 2010 году нами была создана одна группа на 25 человек. Сегодня нас 100!

 

  • 2010 г. - открытие первого Монтессори-сада "Умнички"

  • 2011 г. - открытие второго Монтессори-сада "Умнички"

  • 2012 г. - открытие первой Монтессори-школы в Ростове-на-Дону

  • 2014 г. - начало активной работы площадки для обучения Монтессори-педагогов

  • 2014 г. - получение лицензии на образовательную деятельность

  • 2015 г. - открытие ясель

 

На сегодняшний день нами созданы и отлично работают следующие возрастные группы:

 

  • группа от 1,5 до 3 лет, адрес ул Мадояна, 58 В

  • 2 группы от 3 до 6 лет, адрес: пер Танковый, 5,  пер Кислородный, 6

  • 1 подготовительная группа от 6 лет, адрес:

Методика Монтессори

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Методу Монтессори более 100 лет.

 

Целью всей своей жизни Мария Монтессори видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность, на этих принципах и основана ее система.

Суть Монтессори-педагогики – сподвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у каждого ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.

 

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными и легко могут найти в обществе свое место.

Во всем свободном демократическом мире педагогический метод Монтессори уже давно заслужил признание, а сама Мария Монтессори, выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист снискала восхищение и благодарную память коллег и родителей.

 

Она во многом опередила свое время, утверждая, что все живое на Земле рождается с определенной программой: из семени подсолнуха может вырасти только подсолнух, маленький желудь несет в себе информацию, которая позволит появиться могучему дубу, а в программе человека заложены его особенности, наклонности и таланты, которые определяют его уникальность. Мария Монтессори считала, что космическая миссия человека заключается в том, чтобы раскрыть свою программу, высвободить потенциал, развить таланты, данные Богом, Космосом, Природой (кому как угодно) и с благодарностью использовать эти дары для полной, счастливой самореализации и служения миру. 

 

Монтессори-педагогика никогда не приживалась в государствах с диктаторским режимом, потому что диктаторам во все времена мешали самодостаточные, активные, и уверенные в себе граждане, каковыми являются воспитанники Монтессори садов и школ. Как только Россия встала на демократический путь с 1992 года развивающие центры и сады Монтессори появились и в нашей стране.

 

Но широкому кругу родителей до сих пор немного известно об особенностях подхода, кроме того, что дети на занятиях в Монтессори среде обладают большей свободой, самостоятельностью, к ним относятся с уважением и не сравнивают друг с другом. Для многих людей выражения: свобода выбора, безусловное принятие ребенка, уважение личности, развитие самостоятельности, и т.д. - являются очередными педагогическими лозунгами, за которыми, как правило, ничего не стоит. Только специалисты и увлеченные родители понимают, какое огромное значение для формирования личности имеет наличие или отсутствие подобного отношения к детям, сколько труда необходимо приложить, чтобы достичь желанного результата: помочь ребенку в полной мере раскрыть свой Божественный дар, вырасти свободным, успешным, сильным и психоло-гически здоровым человеком, тем самым давая ему шанс на СЧАСТЬЕ!

 

Так почему же в Монтессори педагогике придается столь большое значение воспитательной, образовательной, психологической среде, в которой проходят первые годы жизни малыша? Дело в том, что в дошкольном возрасте формируется основа личности человека: определяется отношение к себе, к другим людям, к миру в целом, развиваются и закрепляются модели взаимодействия с окружающими, появляется первоначальная система ценностей.

 

Отношение к себе

 

Представления ребенка о самом себе или Я-концепция складывается постепенно в процессе общения, развлечений, занятий и может быть положительной и отрицательной. В первом случае среда, в которой растет ребенок, помогает ему сформировать позитивное самовосприятие, и малыш постепенно приходит к выводу, что он самостоятельный, успешный, умный, умелый, любимый, достойный уважения и признания человек. Такая самооценка позволяет ему уверенно идти по жизни, активно претворять свои мечты в реальность, быть устойчивым к стрессу и психологически здоровым.

 

Но, к сожалению, ошибки взрослых при взаимодействии с ребенком зачастую приводят к обратному результату, и малыш делает неверный вывод: я - недостаточно хорош, чтобы меня любили, уважали, ценили, признавали мои достоинства и таланты. У неуверенных в себе, нежизнеспособных, агрессивных, пассивных и несчастливых людей в детстве было мало возможностей испытать радость успеха, оценить себя по достоинству, полюбить и принять.

 

Отношение к другим

 

В эти же годы у детей формируется отношение к другим людям. Если мудрые взрослые дают детям здоровые модели взаимодействия с окружающими и сами являются примером, то малыши вскоре успешно преодолевают свойственный возрасту эгоцентризм и делают открытие: другие люди так же важны, как и я. При такой ценностной установке дети с легкостью приобретают необходимые навыки сотрудничества, которые помогут им в будущем выстраивать здоровые и гармоничные отношения с родными, друзьями, коллегами и т.д. 

 

В том случае, если взрослые грубо вмешиваются в процесс социализации: при ссоре детей выступают судьями, находят правых и виноватых, наказывают за ошибки общения, критикуют и осуждают – дети не научатся самостоятельно разбираться в ситуации, принимать верное решение и выстраивать партнерские отношения со сверстниками конструктивно и самостоятельно. Кроме того, сами педагоги и родители своими порой неосознанными действиями (сами того не желая) могут демонстрировать неконструктивные модели разрешения конфликтов: «если тебе что-то не нравится, нужно оскорбить, осудить, наказать и т.д.».

 

Именно поэтому в нашем Центре проводится огромная психологическая работа с педагогами Центра по личностному росту, а для родителей организована Родительская школа.

 

Контакт с собой

 

отношение к себеДля того чтобы в полной мере раскрыть свою индивидуальную уникальную программу и добиться высокого качества жизни, человеку необходимо быть в контакте со своим внутренним «Я». «Какой Я? Чем отличаюсь от других? Что меня радует и огорчает? Чем я люблю заниматься? Что у меня получается лучше всего? Какие люди мне нравятся, а от каких я предпочту держаться подальше?» - эти и еще тысячи ответов на вопрос «Кто я?» необходимо получить ребенку на протяжении детства. Есть простая истина: мы настолько счастливы, насколько умеем слушать себя, слышать свои потребности, а также проявлять активность для их удовлетворения. Малыши с рождения чувствительны к своим потребностям, но в результате ошибок воспитания, они постепенно отдаляются от своей истинной сущности и чаще ориентируются на желания взрослых. Так происходит, если среда, в которой растет и развивается ребенок, ориентирует его на послушание и оценку взрослых. Чем более послушен ребенок, тем сильнее он восприимчив к желаниям и требованиям окружающих и невосприимчив к зову своей души и, к сожалению, тем меньше его шанс стать в будущем счастливым и успешным.

 

Система Монтессори даёт в руки Взрослых целую систему воспитания и обучения, которая позволяет ребёнку постоянно оставаться в контакте собой, сохранять свою уникальность и неповторимость, следуя индивидуальному пути развития!

 

Желание учиться

 

У детей этого возраста огромный интерес к миру, который их окружает. Естественная радость от учения позволяет им легко и быстро впитывать необходимуюhttp://www.montessorivlad.ru/editor/uploads/images/ds1.jpg информацию. Вообще радость учиться – одна из главных особенностей подрастающего человека. Задача взрослых - поддерживать это чувство и управлять им в духе уважения, поскольку дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в себе и усваивают изученное наиболее эффективным образом.

 

К сожалению, родители, озабоченные необходимостью раннего развития ребенка, экспериментируют с различными педагогическими методиками: и детей чуть ли ни с пеленок учат читать, считать и т.д. Поскольку задачи развития возраста и возможности малыша могут сильно не соответствовать задачам этих методик, то ребенок вначале теряет интерес к занятиям, а затем начинает тяготиться ими и избегать. Таким образом, взрослые из благих побуждений буквально на корню убивают радость познания и интерес ребенка.

 

Роль воспитателя

 

Монтессори отмечала, что ребенок стремится к свободе и независимости от взрослого с момента своего рождения. Она описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни: подобно тому, как тело ребенка развивает свои способности и дает ему свободу движений, так же и дух ребенка исполнен голодом к учению и к духовной автономии. В Монтессори-садах взрослый является союзником ребенка в этом процессе и создает для него окружение, которое соответствует его потребностям и стремлению к познанию. Вообще в педагогике Монтессори взрослый позиционируется как помощник, сглаживающий для ребенка путь к самостоятельности в соответствии с принципом "Помоги мне сделать самому". Для Монтессори педагогов является неоспоримой истиной тот факт, что процесс обучения и познания происходит в ребенке, ребенок – сам свой учитель. Поэтому взрослый при таком подходе ведет ребенка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. Только при подобном отношении взрослых у ребенка появляется возможность полностью раскрыть СВОЮ истинную программу, высвободить потенциал, явить себе и миру собственную уникальность. В противном случае в ситуации плотного и обильного руководства взрослых детьми велик шанс «программирования» чуждыми ребёнку установками, которые могут навсегда заблокировать доступ к истинному «Я».

Выдающийся итальянский ученый, врач-антрополог, философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 -1952) снискала мировую известность своей уникальной и действенной системой воспитания и обучения маленьких детей.

 

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на развивающегося человека.

 

М. Монтессори строила свою методику на наблюдениях за ребенком в естественных условиях. Как можно чему-то научить ребенка, если он, как автомат, выполняет лишь то, что предписывается преподавателем!? В таких условиях дети не имеют возможности проявлять себя, и поэтому совершенно невозможно познать их истинную природу.

 

Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной-доктором медицины. Она создала медико-педагогический институт для детей с ограниченными возможностями, где разработала дидактический материал. Основная идея заключалась в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. И когда на олимпиаде в Риме в 1900 году воспитанники Монтессори превзошли детей из обычных школ по письму, счету и чтению – это стало настоящей сенсацией! Легендарны слова М. Монтессори: «Что надо было сделать со здоровыми детьми, что бы дети с ограниченными возможностями не только догнали, но и обогнали их!» И Мария Монтессори начинает работать с обычными детьми.

 

Стремясь опереться на современные научные знания, она поступает на философский факультет, изучает труды французских ученых – Сегена, Итара, ведет переписку с детским психологом Анной психологии Жаном Пиаже и др.

 

М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть так называемые сензитивные периоды. Сензитивные периоды – промежутки времени, когда ребенок наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Они длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Так, от 0 до 6 лет, в несколько этапов, у малыша проходит и сенсорное развитие, и развитие речи. Важный период (в среднем с 2,5 до 6 лет) – т.к. у детей возникают и закрепляются социальные навыки. Идеальное время приучить ребёнка к порядку – до 3 лет. В работах М. Монтессори вы можете познакомиться и с другими сензитивными периодами.

 

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, НО может предоставить ребенку такую дидактическую среду, где ни в коем случае малыш не пропустит свои сензитивные периоды.

М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

 

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный». Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

 

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает.

 

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

 

Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Взрослые могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде. Сензитивные периоды проявляются и длятся у каждого ребенка свое время. Поэтому фронтальный подход в обучении неэффективен и вреден для здоровья. В среде Монтессори каждый ребенок работает в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.

 

Основными сензитивными периодами возраста 0 месяцев – 6 лет Монтессори выделяла следующие:


1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)

 

Это лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях). Весь процесс деятельности с Монтессори-материалами построен таким образом, чтобы в максимальной степени реализовать задачи сензитивного периода порядка.

 

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)

 

Важный показатель общего психического развития ребёнка – психомоторное развитие (чем и является крупная моторика). Физические упражнения благотворно влияют на весь организм. В этом возрасте физические движения активно влияют и на развитие головного мозга. Последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка.

 

Именно поэтому малышей тянет к уличным площадкам с их лестницами, горками и качалками.  Все это позволяет в максимальной степени развивать двигательные навыки, координацию движения, вестибулярный аппарат ребенка, его гибкость и ловкость, укреплять различные группы мышц и суставов.

 

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)

 

Вы наверняка замечали, что малыш, знакомясь с предметом, задействует все каналы восприятия (рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает, пробует навкус), то есть изучает его целостно. С возрастом один из каналов восприятия становится ведущим. Монтессори-среда напоминает ребёнку о том, что мир наполнен звуками, запахами, ощущениями. Малыш познаёт мир во всём его многообразии – что так важно в этом возрасте. В это время формируются первые понятия о цвете, форме, величине предметов.

 

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)

 

Все знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, развитие кисти и пальцев рук, подготовка к письму и многое другое. Такие материалы, как Перекладывание бусин, фасоли, Нанизывание мелких бусин на шнурок, Мозаика, Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками, Перекладывание ложкой и пересыпание крупы, и многое другое удовлетворяют потребности этого сензитивного периода.

 

5. Период речевого развития

 

Чем меньше ребенок, тем более наглядными должны быть все понятия, с которыми он знакомится. Для эффективногоусвоения понятия необходим так называемый «чувственный опыт» (пощупать, потрогать, понюхать и т.д.). В зоне языка малыш знакомится с окружающим его миром: наборы животных (домашних и диких), муляжи фруктов, овощей, грибов, мини копии жилого дома и фермы, макеты жилищ животных, тематические паззлы, карточки и книги и т.д. – все материалы позволяют максимально доступно узнавать новое. Однако не стоит забывать, что источник информации в языковой зоне – взрослый (педагог или мама).

 

6. Период развития социальных навыков

 

В возрасте 2.5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и "ребята, которые в открытую курят на остановках". Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок под­ражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

 

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т. д.

 

Для овладения вежливыми формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни, которые описаны в работах Марии Монтессори и ее последователей.

 

В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, который нам, родителям и педагогам, нужно помнить:

 

Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития.

 

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения.

 

Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д.

 

"Подготовленная среда" и дидактический материал Монтессори, таким образом, не являются чем-то искусст­венным, а создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка.

Это искусство духовного служения; искусство, которое может

быть развито в совершенстве только в работе с детьми»

М. Монтессори

 

Представьте, что рядом с Вашим любимым ребенком тот человек, для которого в первую очередь важен сам малыш, его интересы, особенности, стремления, внутреннее состояние. И только с учетом всего этого выстраиваются образовательный и воспитательный процессы.

 

Представьте педагога, который путём наблюдения за вашим малышом, выявляет его интересы и потребности, чтобы в полной мере обеспечить их удовлетворение, учесть все индивидуальные особенности ребёнка.

 

Основная цель педагога сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.

 

В задачи работы Монтессори – педагога входят развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности; формирование умения делать выбор и нести за него ответственность, чего, безусловно, невозможно достичь без психологических знаний и умений.

 

Этим живет и работает Монтессори-педагог.

 

Дети сами выбирают себе деятельность, следуя своим внутренним побуждениям, педагог при необходимости только помогает самостоятельно сделать выбор (помогает ребенку организовать свою деятельность в Монтессори-среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой потенциал).

 

Монтессори-педагог вмешивается в работу ребенка очень тактично и лишь при острой необходимости. Только в таких условиях у ребенка есть возможность самостоятельной деятельности, развития пытливости ума, терпения, уверенности в себе, удовлетворения от самой деятельности.

 

Одной из задач Монтессори-педагога является расширение Монтессори-среды. Суть расширения среды – дополнить её всем тем, что в полной мере реализовало бы потребности и потенциал каждого ребёнка, работающего в среде.

 

Монтессори-педагог сделает все возможное, чтобы разбудить мысль ребенка, научить его думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Любая мысль малыша имеет право на существование! Задача учителя – помочь ребёнку путем его собственных  размышлений найти верный ответ. Только в этом случае этот ответ будет по – настоящему ему понятен.

 

Монтессори-педагог должен добиться того, чтобы ребенок отошел от работы с материалом с чувством успеха и уверенности в том, что он решил задачу самостоятельно, что, безусловно, формирует в ребенке инициативность и уверенность в своих силах.

 

Монтессори-педагог прошёл специальное обучение и владеет презентациями материалов (которые точны и выверены), именно эти алгоритмы показа обуславливают высокую степень усвоения ребёнком различных задач, заложенных в материале.

 

В Монтессори-системе социальное воспитание считается важной составляющей общего развития ребенка. Монтессори-педагог помогает детям находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях, учит уважительному общению друг с другом, способам взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.

 

Педагог так выстраивает взаимодействие детей друг с другом, чтобы у старших развивалось чувство ответственности за младших, наряду с этим реализовывались потребности в чувстве собственной значимости, уверенности в собственных силах.

 

Активными участниками процесса обучения являются сами дети, готовя так называемые сообщения и рассказывая их другим детям. В этот момент они совсем как педагоги ведут весь процесс. Монтессори-педагог всегда рядом, при необходимости помогая детям, готовящим сообщение. Такой вид работы учит детей ораторскому искусству, умению передать информацию для других, умению слушать, задавать вопросы и отвечать на них, что, несомненно, формирует уверенность в себе, самостоятельность, чувство значимости и любовь к обучению.

 

Монтессори-педагог в ребенке видит равноправного партнера, уважает его стремления и индивидуальность!

Монтессори педагогика обладает богатством возможностей для решения этих наиважнейших задач развития возраста.

 

Сам метод представляет собой целостную систему, цель которой - воспитание психологически здоровой, уверенной в себе, активной, успешной, социально адаптированной личности, а обучение – средство достижения этой цели. Привычные всем с детства сравнения и измерения по общим меркам никогда не применяются в работе с детьми, поскольку в принципах, на которых базируется Монтессори педагогика, ребенок и его индивидуальность рассматривается как безусловная ценность. Настоящие Монтессори педагоги хорошо знают эти принципы, и строго руководствуются ими в работе.

 

1. Принцип свободы выбора

 

В Монтессори садах и центрах дети играют и учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики.

 

Может показаться удивительным, но поощрения, как и наказания, вредны для внутренней ориентации ребенка, поскольку развивают в нем зависимость от взрослого. Педагоги в Монтессори садах побуждают детей следовать собственной мотивации, а это способствует укреплению их контакта с истинным «Я», развитию таких качеств, как самодостаточность, самоуправляемость и ответственность. Например, малыш может не соглашаться с мнением большинства, свободно отстаивать свои убеждения, а педагог демонстрирует уважение к его суждению, показывая пример детям.

 

Иногда взрослый замечает, что ребенок в силу своих особенностей не склонен занимать активную позицию в коллективе детей, а скорее наоборот, доволен ролью ведомого. Для педагога это знак, что такому ребенку необходимо помогать устанавливать контакт с собой при помощи вопросов: «А как ты думаешь»? «А что тебе нравится»? «Что бы ты выбрал»? и т.д. и побуждать его действовать по своему усмотрению. Например, когда дети решают, во что им поиграть на улице, такой малыш будет молчать, а затем довольствоваться тем, что предложили другие. Воспитатель обязательно обратиться к ребенку: «Послушай, пожалуйста, себя внимательно. Во что тебе больше всего хочется сейчас поиграть»? - а затем поможет ему организовать свою игру с детьми. Со временем малыш привыкнет слушать и понимать свои желания, а также проявлять активность для их удовлетворения.

 

Девиз образования по Монтессори: «Помоги мне это сделать САМОМУ!». На занятиях они совершенно свободно, если это необходимо, передвигаются в подготовленной среде. Дети выбирают материал, который им интересен здесь и сейчас, без всякого принуждения со стороны педагога, более того, они самостоятельно регулируют уровень сложности этого материала. Выбор места для деятельности тоже остается за ними и, конечно же, малыши вольны определять продолжительность своей работы и выбирать ее форму: групповую или индивидуальную.

 

Самостоятельность подкрепляется при помощи упражнений из практической жизни: дети пришивают пуговицы настоящими иглами, гладят горячим (не игрушечным) утюгом, чистят обувь обычным кремом для обуви, режут хлеб и овощи достаточно острым ножом и т.д. Они практически полностью обслуживают себя во время приема пищи: раскладывают столовые приборы, салфетки и хлеб, самостоятельно наливают суп и несут его к столу, разливают напитки в стаканы и т.д., при этом старшие помогают младшим.  Монтессори дети вскоре без помощи взрослых начинают обслуживать себя: самостоятельно одеваться, мыться, накрывать на стол и даже готовить простую еду. Увидеть малыша, стирающего свои носочки, варежки, платочки в Монтессори детском саду - обычное явление: ребенок делает самостоятельно все, на что он уже способен. Когда в Монтессори саду ребенок говорит: «Я сам», педагог сделает все, чтобы предоставить ему такую возможность, поскольку стремление малыша к самостоятельности и независимости уважается взрослыми, подкрепляется и поддерживается в процессе воспитания.

 

Несведущему человеку может показаться, что взрослые в Монтессори саду предоставляют детям неограниченную свободу, которая определяется их требованиями, капризами и сиюминутными желаниями. На самом деле педагоги терпеливо и настойчиво помогают малышам понять и принять тот факт, что их свобода ограничивается свободой других людей, а с другими людьми необходимо договариваться.

 

Каждый день в ситуациях столкновения интересов взрослые предлагают малышам модели сотрудничества:

 

  • как договориться об очередности в работе с материалом на занятии;

  • как на прогулке найти выход из положения, когда несколько желающих на одну игрушку или качели;

  • как перед сном вместе выбрать одну из двадцати предложенных сказок для чтения и т.д.

 

Такое неустанное направление детей в конструктивное русло вскоре дает необходимые результаты: в подавляющем большинстве мальчики и девочки уже к 4 годам хорошо понимают, где заканчивается область личной свободы, и начинается область договора, а также владеют начальными навыками сотрудничества. Они с удовольствием помогают трехлетним малышам, которые только пришли в сад, усваивать эти правила и действовать в соответствии с ними.

 

Правил, которые помогают ребенку управлять своим поведением, своей деятельностью, «стать мастером самого себя», достаточно и на занятиях в Монтессори-среде: «Каждую вещь, игрушку или предмет необходимо вернуть на место», «Начатое дело важно довести до конца», «Работать надо так, чтобы не мешать другим» и т.д.

 

Но в Монтессори подходе у детей действительно больше возможностей.

 

По меркам традиционной педагогики – это неслыханная свобода, а для последователей Марии Монтессори – это необходимое условие для того, чтобы ребенок научился оценивать свои возможности, принимать решения и осознавать свою ответственность за принятое решение, переживать радость от процесса и результата деятельности, которая проходит по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

 

2. Принцип концентрации внимания

 

В процессе занятий в Монтессори среде у ребенка развиваются различные умения, необходимые для свободной и самостоятельной деятельности.

Например, через некоторое время посещения занятий (каждый ребенок в свой срок) дети уже могут сосредоточенно работать продолжительное время и доводить начатое дело до конца, внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он демонстрирует работу с материалом и слушать его пояснения, если они необходимы, заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки.

 

Как же происходит развитие этих умений?

 

Когда малыш «экспериментирует» с предметом, он активно исследует его. В это время внимание и мыслительная деятельность ребенка эффективно объединяются. Монтессори называла это "поляризацией внимания" и пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Когда ребенок концентрируется на предмете в ходе Монтессори занятий, происходит процесс его умственного саморазвития. Помимо этого, у малыша воспитывается такие личностные качества как выносливость, усидчивость и терпение, столь необходимые для интеллектуальной деятельности.

 

На Монтессори-занятиях дети работают с интересом, а добровольная концентрация внимания не так утомительна для ребенка, как принудительное побуждение к концентрации внимания извне, со стороны взрослого. Наблюдая за малышами, педагоги замечают, что постепенно, по мере развития способности внутренней концентрации, дети чаще спокойно погружаются в работу и становятся более дисциплинированными. Монтессори отмечала: «В дисциплине проявляется улучшение способности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится "обратной стороной свободы".

 

3. Принцип специально подготовленной обучающей среды

 

Подготовленная среда – важнейший элемент педагогики Монтессори, она помогает ребенку постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого. Как это происходит? При создании окружающей обучающей среды в Монтессори садах и школах обязательно учитываются физические возможности ребенка.

 

Дидактический материал расположен на легкодоступных полках, на уровне глаз ребенка, чтобы побуждать его к действию. Столы и стулья легки и удобны настолько, что дети могут самостоятельно переставлять их, выбирая место для занятий. Кстати, сам процесс перестановки стульев, производящий шум, рассматривается, как упражнение моторики. Через некоторое время дети овладевают умением двигать предметы тихо, чтобы не мешать другим. Монтессори среда всегда оформлена со вкусом, эстетично и элегантно. Во множестве используются хрупкие предметы, например, фарфоровые чашки, стеклянные кувшины.

 

Постепенно дети овладевают умением уверенно пользоваться хрупкими предметами и осознавать их ценность, но само обращение с этими предметами несёт собой обучающие задачи - быть более аккуратным, точным и координированным в движениях.

 

Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это помогает детям в развитии навыков сотрудничества и партнерских отношений: если один материал нужен сразу нескольким детям, без договора не обойтись.

 

Предложенный детям материал всегда тщательно продуман и обладает уникальной возможностью всесторонне развивать ребёнка. Он наилучшим образом помогает ребенку решать возрастные задачи развития и руководит его внутренней работой. Свойства и качества Монтессори материала таковы, что максимально способствуют концентрации внимания ребенка и в процессе упражнений происходит осмысленное проникновение в суть деятельности, которую выбрал ребенок.

 

У малышей достаточно хаотичные представления о мире, а благодаря Монтессори материалу дети приводят в порядок эти представления и структурируют их.

 

В педагогике Монтессори уделяется особое внимание тому, чтобы ребенок производил новые для него, сложные действия, используя уже известные элементы, приобретенные ранее в упражнениях с дидактическим материалом. Поэтому Монтессори педагоги никогда не учат детей письму – письмом, чтению – чтением, рисованию – рисованием. Взамен этого ребенку предоставляют возможность самому «сложить из элементов» эти сложные действия. И, конечно же, педагоги учитывают, что каждый ребенок научится делать это в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сенситивного периода. Такой подход поддерживает интерес ребенка, позволяя избегать рутинных действий в обучении, обеспечивает малышу успех в деятельности и удовольствие от неё.

 

Монтессори педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей средой. Его роль не активна, он лишь внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка. Малышу предоставляется возможность самостоятельно взаимодействовать со средой, совершать неизбежные в новом деле ошибки и без посторонней помощи находить их, так как функция контроля (возможность понять свою ошибку самостоятельно) заложена в самом материале.

 

Подобное отношение сохраняется к любой деятельности ребенка: на творческих и музыкальных занятиях, на физкультуре, во время игры и т.д.

 

Поскольку в процессе любых занятий абсолютно отсутствует критика и оценивание со стороны взрослого, Монтессори дети растут без оценочной зависимости, их Я-Концепция положительна: я – умелый, успешный, умный ребенок, со мной все в порядке.

 

4. Принцип разновозрастности

 

Разновозрастные группы Монтессори-садов посещают дети от 3 до 7 лет, и педагогам удается поддерживать индивидуальную работу и индивидуальный интерес на занятиях каждого ребёнка группы: в среде, в творческой мастерской, на музыкальных занятиях, в игровой деятельности и т.д.

 

Это становится возможным благодаря учебным средствам, которые предназначены для индивидуальной работы в разновозрастной и разной по опыту и уровню развития группе. Монтессори считала, что объединение детей по возрастному признаку неестественно и непродуктивно для совместной деятельности.

 

В смешанных возрастных группах Монтессори-садов развивается ролевая дистанция, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей.  Как результат: младшие могут попросить помощи у старших, а не у педагога, старшие помогают малышам застегнуть пуговицы, завязать шнурки, достать игрушку с полки или донести тарелку с горячим супом до стола, показать малышу как пишутся буквы и цифры, как сложить слово из букв или пример из четырехзначных цифр -  это обычное явление Монтессори сада позволяет детям утвердить свою самостоятельность и независимость.

 

Малыши подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения: умение договариваться, терпеливо ждать своей очереди, отстаивать свою позицию, быть независимым от взрослого, заботиться о младших и т.д. Старшие дети, показывая младшим свою работу в среде или в творческой мастерской, отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других. Любая работа старших детей становится мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Педагогу в этом случае нет необходимости прилагать дополнительные усилия, чтобы пробудить интерес и активизировать детей к деятельности.

 

То обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом (дети слишком отличаются по возрасту) в любых ситуациях: на занятиях, на прогулке или в быту – является наиважнейшим условием для формирования позитивного самовосприятия. Таким образом, в Монтессори-садах отсутствует повод для формирования и развития комплекса неполноценности. Ребенок понимает, что у него может что-то не получаться, только потому, что он маленький: «Вырасту – научусь».

 

В разновозрастных группах Монтессори сада ребенок получает колоссальный опыт общения.

 

В подобных группах, как и в многодетной семье, естественнее формируются и развиваются социальные навыки.

 

Когда малыш впервые приходит в сад, ему необходимо выстроить отношения со старшими: выбрать необходимую дистанцию взаимодействия с каждым из них, научиться уверенно отстаивать свою позицию, принимать лидерство старшего, когда это необходимо и т.д.

 

В 4-5 лет в Монтессори саду, ребенок проживает опыт среднего брата или сестры. Постепенно развиваются психологическая гибкость, терпение, умение быть лидером и ведомым, и т.д. – качества, необходимые для того, чтобы ладить и со старшими, и с младшими. Старшие дети, наблюдая за педагогами, учатся быть позитивными лидерами: а для этого совершенно необходимы терпение, уважение к младшим и забота о них, понимание и принятие их особенностей, обусловленных возрастом и позитивная твердость.

 

Для детей спокойного темперамента, которым в среде сверстников не просто проявить свои качества организатора и руководителя, в Монтессори-саду появляется уникальная возможность попробовать себя в роли лидера, когда такие дети становятся самыми старшими в группе.

 

В процессе столь тесного общения конфликты неизбежны и педагоги, рассматривая конфликтную ситуацию как опыт, дают детям конструктивные модели разрешения конфликтов, модели сотрудничества. Примерно к 4 годам дети (кто в большей, а кто в меньшей степени) владеют начальными навыками партнерского взаимодействия.

 

5. Принцип ограничения и порядка

 

Монтессори в свое время заметила, что нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий. Ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, и он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. По этой причине установление и поддержание порядка в Монтессори-садах опирается на естественную детскую потребность в нем. Кроме порядка необходимым организационным принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение. Например, каждый материал, пособие, вид работы представлены в единственном экземпляре. Это нужно для того, чтобы ребенок, окруженный слишком большим количеством материалов, не утратил интенсивность восприятия. Как мы уже отмечали, каждый материал Монтессори среды представлен в одном экземпляре с задачей формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей: ребенок учится находить цивилизованное решение, уступать, ждать, договариваться, сотрудничать. Эти умения помогут ему в будущем выстраивать партнерские отношения с окружающими.

 

6. Принцип актуального и ближайшего развития

 

В 20-х годах ХХ века Л.С. Выготский теоретически объяснил процесс формирования спонтанных понятий у человека. Он видел движение ребенка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития, как путь от наглядной ситуации к абстрагированию. Зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя. Вся развивающая среда в Монтессори саду, каждый дидактический материал работают как на зону актуального развития, так и на зону ближайшего развития ребёнка.

Методика Монтессори

На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Методу Монтессори более 100 лет.

 

Целью всей своей жизни Мария Монтессори видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность, на этих принципах и основана ее система.

Суть Монтессори-педагогики – сподвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у каждого ребенка есть внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя.

 

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными и легко могут найти в обществе свое место.